Страноведение США.

Программа курса для школ с углубленным изучением иностранного языка, 11 класс.

 

Пояснительная записка.

 

Страноведческий курс занимает важное место в системе предметов развивающего цикла по иностранному языку и должен рассматриваться как одна из основных учебных дисциплин, изучаемых в школе с углубленным изучением иностранного языка или в школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке.

Высокие требования, предъявляемые в настоящее время в средней школе к практическому владению иностранными языками, не оставляет сомнения в том, что учащиеся старшей ступени должны не просто свободно владеть всеми видами речевой деятельности и языковым материалом, но и хорошо знать страноведческий материал о стране изучаемого языка. Очевидно, что для полноценного владения предметом необходимо не только усвоение самой структуры языка, но и ознакомление с географией, историей, культурой, обычаями, существующими в стране изучаемого языка.

 

Именно в 10-11 классах, когда значительно увеличивается объем сообщаемой информации, делается широкое обобщение событий, углубляется оценка фактов, учащиеся должны овладевать страноведческим материалом, хорошо разбираться в закономерностях исторических процессов, ориентироваться в событиях, происходящих в странах изучаемого языка

.

 Курс «Страноведение США» разработан в соответствии с Программой по иностранным языкам для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка и имеет своей целью дополнительно способствовать выполнению задач обучения английскому языку на  старшей ступени школы с преподаванием ряда предметов на английском языке.

 

В нашей стране интерес к США, американскому народу, его истории, текущим политическим событиям, социально-экономическим аспектам  американского образа жизни был традиционно высок. Но если ранее на Америку у нас смотрели через призму идеологических предрассудков, то теперь эпоха конфронтации постепенно сменяется периодом партнерства и сотрудничества. Сейчас, когда в России идет нелегкий процесс становления демократии, рушатся не только языковые, но политические и экономические барьеры, интерес к США вышел на качественно новый уровень. Именно поэтому курс «Страноведение США» обладает огромным потенциалом образовательного, развивающего и воспитательного воздействия.

 

Образовательная ценность курса проявляется в том, что обучение посредством английского языка через лекционные, семинарские, практические занятия и самостоятельную работу в значительной мере способствует филологическому образованию старшеклассников, расширению их общего кругозора и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции. Он также позволяет не только более объективно оценить события  в американской истории и культуре, но и лучше и глубже понять историю своего народа, полнее разобраться в процессах, происходящих в нашей стране. Предмет «Страноведение США» также способствует повышению культурного уровня учащихся, воспитанию познавательного интереса школьников.

 

Главная цель данной программы – совершенствовать лингвистическую и социокультурную компетенцию учащихся, формировать у них системное представление о географии США, важнейших этапах истории, политико-экономическом устройстве, культуре и искусстве, традициях, праздниках, основных особенностях американского образа жизни.

 

Решению образовательных, развивающих и воспитательных задач должна также соответствовать и внеклассная работа по предмету. Она может проводиться  в различных формах: олимпиады по страноведению,  конкурсы на лучшие знания о стране, организация таких традиционных американских праздников как Хэллоуин, День Благодарения, Рождество, День Святого Валентина, проведение внеклассных  мероприятий, посвященных важнейшим датам в истории США.

 

При составлении Программы упор в первую очередь делается на современные американские источники, учебно-методическую литературу, периодические издания. Однако часть лекционного материала составлена на основе отечественных источников, ибо в них выявляются определенные тенденции национального и общественного развития страны, и они не потеряли своей актуальности.

 

В основу подачи материала положен лингво-страноведческий принцип, то есть такой подход к страноведению, когда он понимается как предмет соизучения при изучении языка с одной стороны, а с другой стороны, особенности исторического развития США, социально-экономические структуры американского общества, быт, нравы и обычаи американцев рассматриваются через призму языка.

 

Поскольку в курсе, рассчитанном на 68 часов невозможно полностью отразить все аспекты и стороны жизни США, Программа ограничивается лишь тем материалом, который позволяет учащимся получить более полное представление о становлении и историческом развитии страны, а также о важнейших процессах, происходящих в современных США.

 

Как известно, значительная роль в процессе обучения иностранному языку отводится межпредметным  связям. В этом отношении курс «Страноведение США» непосредственно связан с изучением таких предметов как «Страноведение Великобритании», «Литература Великобритании» и в первую очередь с курсом «Литература США». Знания, полученные при изучении страноведческого материала, помогают лучше понять особенности творчества американских писателей. С другой стороны, знания, полученные при изучении курса  американской литературы, помогают глубже понять историю  и  современное развитие США

 

Содержание курса.

 

Тематика программы включает в себя исторический, политический, экономический и культурный аспекты.

Курс «Страноведение США» дает общие сведения о географии, населении, экономических регионах, крупнейших городах США.

Исторический блок включает изучение событий, начиная с открытия Америки до Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Предусмотрены также обзорные занятия, посвященные важнейшим событиям, произошедшим в США в 20-м веке.

 Политическое и государственное устройство США рассматривается в разделе «Структура американского федерального правительства».

В разделе, посвященном культуре США, изучаются темы, связанные с системой образования, американским вариантом английского языка, средствами массовой информации, кино и другими аспектами, дающими наиболее полное представление о жизни американцев в современном обществе.

Темы лекций и практических занятий по курсу «Страноведение США».

 

Тема 1: Что вы знаете о Соединенных Штатах Америки?

 (Введение в курс «Страноведение США»)

 

Практическое занятие: Путешествие по физической и политической карте США.

(Главные реки, озера, горные цепи и вершины. Экономические районы. 50 штатов.)

 

 

Тема 2: Географическое положение США. Климат, животный и растительный мир. .

(Географическое положение США, границы, особенности ландшафта, горные цепи, высочайшие пики, вулканы, крупнейшие озера и реки. Особенности климата, краткая характеристика растительного и животного мира. Краткая характеристика основных экономических регионов.)

 

Семинар1: Географическое положение США.

 

Тема 3: Открытие и исследование Америки европейцами.

(Первые поселенцы на Американском континенте. Первые цивилизации в Америке, особенности их развития. Христофор Колумб и открытие Америки. Взаимовлияние европейской и американской культур. Колонизация Америки. Первые испанские, французские и голландские поселения на территории США.)

 

Семинар 2: Открытие и исследование  Америки. Испанские, французские и голландские колонии на территории современных США..

 

Тема 4: Британская колонизация Америки.

(Английские первооткрыватели Америки. Первая английская колония в ВирджинииДжеймстаун, особенности развития колонии. Плимутская плантация. Отцы – пилигримы. Отличительные черты развития колонии в Плимуте. Дальнейшая колонизация: новая Англия, среднеатлантические и южные колонии.)

 

Семинар 3: Британская колонизация Америки.

.

Тема 5: Американская революция или Война за независимость 1775-1783гг.

(Особенности развития британских колоний после Семилетней войны. Причины Американской революции. Усиление колониального гнета Англии. Акты и законы британского парламента. Бостонская бойня, Бостонское чаепитие. Континентальный конгресс. Начало войны. Второй Континентальный конгресс и Декларация независимости 1776г. Т. Пэйн и его памфлет «Здравый смысл». Ход военных действий. Причины поражения армии Дж. Вашингтона на начальном этапе войны. Вступление в войну Франции. Капитуляция английской армии. Итоги войны.)

 

Тема 6: Соединенные Штаты после Войны за независимость. Конституция 1787 г.

(Потребность в политическом объединении 13-и штатов. «Статьи Конфедерации». Конституционный конвент 1787г. Федералисты и антифедералисты. Билль о правах. Первый президент США.)

 

Семинар 4: Война за независимость 1775-1783 гг.

 

 

 

Тема  7: США в период с 1800 по 1860 год.

(Развитие капитализма в США. Территориальная экспансия. Присоединение Луизианы. Захват Техаса, война с Мексикой, присоединение Орегона.  Политика правительства США в отношении коренных американцев. Капиталистическое развитие севера США. Фермерская колонизация запада. Расширение плантаторского рабовладельческого хозяйства на юге США. Миссурийский компромисс 1820 г, Компромисс 1850 г. «Золотая лихорадка» в Калифорнии. Обострение противоречий между Севером и Югом. Гражданская война в Канзасе. Общество подпольной железной дороги. Движение аболиционистов. Восстание Джона Брауна. Победа Авраама Линкольна на выборах1860 г. Отделение рабовладельческих штатов, создание Конфедерации, начало гражданской войны.)

 

Тема 8 : Гражданская война в США 1861-1865 гг.

(Соотношение сил Юга и Севера. Первый период войны (1861-1862). Закон о ликвидации рабства. Второй период войны (1863-1865). Победа Севера. Убийство Авраама Линкольна. Итоги и значение Гражданской войны. )

 

Семинар 5: Гражданская война в США 1861-1865 гг.

 

Тема 9: Структура американского федерального правительства. Три ветви власти.

(Национальный флаг, герб, гимн. Понятие о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Конгресс США: Сенат, Палата представителей. Состав и полномочия Конгресса в целом, особые полномочия Сената и Палаты представителей. Комитеты Конгресса. Прохождение законодательных предложений в Конгрессе. Механизм превращения законопроекта в закон.

Функции исполнительной власти. Президент США, его полномочия. Вице-президент, его функции. Полномочия кабинета министров. Департаменты.

Особенности судопроизводства в США. Верховный суд, апелляционные суды, федеральные суды, специальные суды.)

 

Семинар 6: Структура американского правительства.

 

Тема  10: Избирательная система в США.

( Общие принципы. Президентские выборы. Коллегия выборщиков. Этапы проведения президентских выборов.)

 

Тема 11: Главные политические партии США.

(  История вопроса. Двухпартийная система. Демократическая партия. Республиканская партия. Эмблемы партий. Вопрос о принадлежности к той или иной партии.)

 

Семинар 7: Структура американского федерального правительства.

Семинар 8: Избирательная система в США. Основные политические партии.

 

Тема 12: Конституция США.

( Основные положения документа. Поправки к конституции. Билль о правах. )

 

 

Тема 13: Население США.

( Расово-этнический состав. Иммиграция. Прирост и динамика численности населения. Внутренняя миграция. Крупнейшие штаты по количеству и плотности населения. Наименее заселенные штаты. Урбанизация. Крупнейшие города США.)

 

Семинар 9: Население США.

 

Тема 14: Вашингтон – столица США.

(Расположение города. План-схема столицы. Достопримечательности города. Административное значение города.)

 

Видеофильм: «Белый Дом»

 

Тема 15: Нью-Йорк – крупнейший город США

(История возникновения и развития. Значение города для экономической и культурной жизни страны. Пять районов города.)

 

Семинар 10: Вашингтон и Нью-Йорк.

 

Тема 16: Другие крупные города США: Бостон, Филадельфия, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес.

(Историческое значение. Роль в жизни страны. Главные достопримечательности.)

 

Тема 17: Система образования в США(Общая структура системы образования. Начальная школа. Средняя школа. Высшее образование. Школьная программа: основные курсы и предметы по выбору. Государственные и частные учебные заведения.)

 

Семинар 11: Образование  в США.

Практическое занятие: индивидуальный выбор учебных предметов в средней школе.

 

Тема 18: Средства массовой информации в США.

(Печать, радиовещание, телевидение. Основные периодические издания. Ведущие информационные агентства. Крупнейшие телевизионные компании.)

 

Тема 19: США в 20-м веке.

( Индустриализация, первая мировая война, Лига Наций, великая депрессия, вторая мировая война. Борьба за гражданские права. Военные действия в Корее и Вьетнаме. Освоение космоса. Холодная война. )

 

Проекты: США в 20-м веке (представление индивидуальных и групповых работ).

 

Тема 20: Характерные особенности образа жизни в современных США.

(Быт, увлечения американцев, любимые занятия. Спорт, музыка, кино в американском обществе. Национальные праздники.)

 

 Практическое занятие: Американский образ жизни – быт, увлечения, праздники (представление проектных работ).

 

Тема 21: Американский вариант английского языка.

(Особенности лексики, фонетики, грамматики и правописания.)

Практическое занятие: американский вариант английского языка ( аудирование, лексические особенности).

 

 

 

 

 

Календарно-перспективный план.

 

Тема

Кол-во часов

Формы и методы проведения

Форма контроля

Результат

1

Введение в предмет

 

2

Беседа, работа в малых группах

Входной тест (аудирование)

Выявить начальный уровень знаний учеников о США

2

Географическое положение: климат, флора, фауна, ресурсы

2

 

2

Лекция

 

Семинар

 

 

Тест, опрос

Знать географические и экономические регионы США

3

Американский вариант английского языка

2

Лекция, практическое занятие

Тест (Лексические и грамматические особенности)

Уметь различать фонетические, лексические, грамматические особенности АА и БА

4

Нью Йорк – крупнейший город США

 

2

2

Лекция

Парная работа с картой Нью Йорка

Тест

«Путешествие по Манхэттэну»

Уметь ориентироваться и объяснить путь по карте

5

Вашингтон – столица США

2

2

Лекция, фильм

Ролевая игра

Тест

Экскурсия по Вашингтону

Составить экскурсию по основным достопримечательностям города

6

Крупнейшие города США

 

2

Практическое занятие

Доклады, презентации

Подготовить доклад и  презентацию по теме

7

Население США

2

2

Лекция

Семинар

 

Тест, опрос

Знать основные тенденции в изменении состава и количества населения США

8

Конституция США. Структура федерального правительства

2

 

 

2

Лекция, самостоятельная работа

Семинар

 

 

Тест, опрос

Знать принципы и статьи конституции

9

Система федеральных выборов

2

2

Лекция

Семинар

 

Тест, опрос

Знать требования и стадии президентских выборов в США

10

Основные политические партии США

 

2

2

Лекция

Практическое занятие

 

Тест, круглый стол

Знать причины создания, развитие и различия между партиями

11

Открытие и исследование Америки. Европейские колонии.

4

 

 

 

2

Лекция, самостоятельная работа в малых группах

Семинар

 

 

 

 

Тест, ролевая игра

Знать причины и периоды исследования Америки европейцами. Возникновение Британских колоний, различия между 3-мя регионами

12

Американская революция. Декларация независимости.

 

2

2

Лекция

Семинар

 

Тест, опрос, дискуссия

Знать причины и ход Американской революции, отрывок из Декларации независимости. Могла ли революция победить без поддержки извне?

13

Америка в 19-м веке. Экспансия. Рабство. Гражданская война 1861-65г

6

 

 

2

Лекция, самостоятельная работа

Семинар

 

 

 

Тест, дискуссия

Предпосылки и ход Гражданской войны. Имела ли Конфедерация шансы победить в войне?

14

США  в 20-м веке.

 

 

4

Практическое занятие

Доклады. Проекты.

Составить презентацию, подготовить и представить проект

15

Американский образ жизни

 

 

4

Видео, аудио материалы. Практическое занятие

Доклады. Проекты.

Составить презентацию, подготовить и представить проект

 

 

Формы контроля.

 

Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и осуществляется в конце каждой темы. Он проводится при помощи  письменных тестов, бесед, дискуссий, ролевых игр, защиты проектов и  устного опроса, носящего фронтальный, групповой и индивидуальный характер.

Тестовая форма контроля с заданиями множественного выбора позволяет за короткий промежуток времени проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также служит своеобразной подготовкой к устным ответам.

Разнообразные способы  контроля устной речи позволяют выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции и общеучебных умений  учеников.

 

Критерии оценок.

 

Тестовые задания оцениваются по следующей процентной шкале:

100%-95% - «5»

94%-80% - «4»

79%-70% - «3»

69%-           «2»

 

Устные ответы оцениваются с учетом следующих критериев:

-соответствие высказывания теме;

-полнота раскрытия темы;

-ясность содержания высказывания (логичность, связность);

-умение установить причинно-следственные связи, привести убедительные аргументы;

-речевая вежливость, уместность невербального поведения;

-объем и разнообразие используемых языковых средств;

-выражение отношения к проблеме.

При оценке устных ответов можно также пользоваться критериями, разработанными для этого вида речевой деятельности  в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по английскому языку.

 

 

Библиография.

 

  1. Профильное обучение. Газета «Aнглийский язык»  Издательский дом «Первое сентября» №2, 2007
  2. Егорова Т.М. Методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки учащихся. ЧРИО, 2006
  3. Нестерчук , Иванова. США и американцы. Минск, 1997.
  4. Ощепкова. Учебное пособие по страноведению США. Новая школа, Москва, 1995.
  5. An Outline of American History. USIA, 1994
  6. An Outline of American Economy. USIA, 1992
  7. An Outline of American Government. USIA, 1990
  8. An Outline of American Geography. USIA, 1990
  9. Peter Bromhead. Life in Modern America. Longman, 1996
  10. Martha Bordman. In the USA. Chancerel International Publishers,2000
  11. American Adventures. Scholastic Inc., 1991
  12. Boorstin, Kelly. A History of the United States. Ginn & Company, 1981
  13. Elain Kirn. About the USA. USIA, 1989

 

 

Seminar 5.

 

 Slavery in the USA. The Civil War (1861-1865).

 

Вид занятия: актуализация и систематизация знаний учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: практическое применение полученных знаний по теме.

 

Задачи урока.

    Образовательные: овершенствовать навыки аудирования, письма монологической и диалогической речи;

-закрепить и систематизировать знания учащихся по теме;

-автоматизировать навыки использования лексических единиц по теме и условных придаточных предложений 3-го типа.

    Развивающие: азвивать у учащихся умение использовать полученные знания при решении проблемных задач;

-развивать умение вступать в разговор с окружающими, высказывать и аргументировать собственное мнение;

-развивать умение работать в группе; азвивать у учеников чувство языка, память и внимание.

    Воспитательные: одействовать воспитанию культуры общения, чувства ответственности, сотрудничества, соучастия.

    Ученики должны знать: сновные лексические единицы по теме;

-структуру составления различных типов предложений, в особенности условных придаточных предложений 3-го типа;

-слова и выражения, помогающие высказывать собственное мнение;

-содержание текстов и упражнений, пройденных на предыдущих занятиях.

    Ученики должны уметь: -понимать прослушанную информацию;

-давать краткие устные или письменные ответы на вопросы 1-28;

-давать развернутые и аргументированные ответы на вопросы для обсуждения;

-принимать участие в диалоге;

-выражать собственное мнение по рассматриваемым вопросам;

-быть терпимыми к высказываниям других.

    Оснащение урока: аздаточный материал по теме (к заданию Identify);

-карточки с вопросами для обсуждения 1-4 (работа в группах)

учебные пособия About the USA, An Outline of American history;

- политическая карта США; удиоаппаратура.

    Оформление доски: арта США;

-задание для ролевой игры «Север - Юг»;

-вопросы для обсуждения 5 и 6.

 

    Ход урока.

  1. Введение (Introduction)
  2. Устные индивидуальные высказывания по карточкам (Identify)
  3. Групповые краткие письменные ответы на вопросы 1-28 (Brainstorm)
  4. Индивидуальные развернутые ответы на вопросы для обсуждения 1-4 (возможна также парная работа)
  5. Ролевая игра «Север - Юг»
  6. Общее обсуждение вопросов 5 и 6.
  7. Завершение урока.
  8. Выставление оценок.

 

 Our seminar is devoted to a very serious problem, which existed in the history of the USA- SLAVERY. It was one of the reasons that led to the Civil War.

The first blacks arrived in North America in 1619. They were servants in Jamestown, brought from Africa to work on plantations of tobacco, rice and cotton. The number of slaves was particularly great in the South, because southern profits depended on those crops grown for export. Slave labor was very cheap and slave owners became wealthy.

Slaves were not considered citizens, they were their masters’ property and had no rights at all. Progressive people understood that it was unfair and wanted to liberate slaves. They organized the abolitionist movement. Others wanted to stop slavery from spreading. They were called free soilers.

The government tried to solve this problem by passing compromises, but it did not work. Neither slave owners nor those against slavery were satisfied.

Finally, the situation grew so tense that it resulted in the most cruel war in American history-  the Civil war.

 

Identify: Harriet Tubman, Harriet Beecher Stowe, Frederick Douglass, Abraham Lincoln, Robert E. Lee, William Sherman, John Wilkes Booth, U. S. Grant, Winfield Scott, John Brown, Jefferson Davis, William Lloyd Garrison.

 

What important events took place in the USA in 1619, 1793, 1820, 1850, 1854, 1857, 1859, 12 April 1861, 1 January 1863, April 1865?

 

Answer the following questions to remember the sequence of events.

  1. What was the US government policy concerning slavery?
  2. What did the Compromise of 1820 consist of? (Map)
  3. What acts did the Compromise of 1850 consist of? (Map)
  4. What was the Southern way of life in the middle of the 19-th century?
  5. What was becoming the Northern way of life?
  6. What events greatly changed the attitude of Northerners to slavery?
  7. What caused fighting in Kansas?
  8. What kind of people formed the new Republican Party?
  9. What was the Court decision of the Dred Scott Case?
  10. What was the political meaning of the case/
  11. What was the attitude of Americans to John Brown? Why?
  12. Who won the Presidential elections of 1860?
  13. Was Lincoln an abolitionist or a free soiler?
  14. What made South Carolina declare its independence from the USA?
  15. What was Lincoln’s attitude to Southerners’ breaking the union?
  16. Where and when did the fighting start?
  17. How many states joined the Confederacy?
  18. What were those states? (Map)
  19. What were the first battlers of the Civil War in Virginia? Who won them?
  20. What was the Anaconda Plan?
  21. Name the most important battlers of the Civil War (Antietam Creek, Gettysburg, Vicksburg). What was the significance of each?
  22. What was the Emancipation Proclamation about?
  23. What was the political significance of the Proclamation?
  24. What did General Sherman want to break by his cruel actions?
  25. What Christmas gift did General Sherman make President Lincoln in 1864?
  26. Where and when did the Civil War end?
  27. What were the results of the war?
  28. What was the saddest ending to the war?

 

Questions for discussion:

Now I would like to offer you a few questions to know your point of view.

1. Why was President Lincoln against splitting the union?

2. Was it wise of Lincoln to let the Confederates begin fighting? Why?

3. What was most unfair about the position of black slaves?

4. Do you agree that it was the right of American citizens to own slaves?

5. What could have kept the USA from fighting? Give reasons.

6. What could have happened if the South had won?

 

    Role play:

 North / South (each side tries to prove that it will win and gives good reasons for their opinion)