Развитие устной речи младших школьников на уроках английского языка.

 

Практические цели обучения иностранного языка, оформленные в виде конечных требований к речевым умениям, определяют планируемый  результат обучения – владение иностранным языкам.

   Это обучение условно можно разделить на ряд этапов: начальный, средний и старший. Каждый из этих этапов имеет свои конечные цели, характеризующие уровень владения языком, который должен быть достигнут учащимися. Как известно, практическое владение иностранным языком (хотя уровни владения разные) предполагает устное,  а также письменное общение на изучаемом языке: умение понимать говорящего и самому говорить, читать и понимать иностранный текст, а также излагать свои мысли на иностранном языке письменно.

   Под начальным этапом в школе подразумевается период изучения иностранному языку, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития. Известно, что построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема и организации, а также последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи.

   В связи с определением целей обучения английскому языку в начальной школе у учителей до сих пор вопрос – нужно ли учить младших школьников также читать и писать на иностранном языке – остается спорным.   Нет единого мнения о последовательности формирования устных и письменных речевых умений. Существует немало методик, где более целесообразным считается обучение устной речи в первую очередь. В последнее время, методисты, занимающиеся обучением языку в целом, поняли, что надо обучать не словам, не правилам, не фактам о языке, а деятельности на этом языке.

   Из двух форм речи (устной и письменной) основной и ведущей  является устная речь. Письменная форма общения появилась исторически позже, и служит производной устной формы. Таким образом, получается, что в основе чтения и письма лежит устная речь.  На этом базируется методический принцип устной основы обучения.  Устная основа обучения предполагает, что обучение устному общению, так и обучение чтению и письму должны проходить на базе устной речи. Особенно роль ее важна на начальном этапе обучения. Также психологи утверждают, что  способность подражать звукам чужой речи у детей гораздо больше, чем у взрослых. И чем меньше возраст, тем легче ему овладеть правильным произношением путем простой имитации. В силу своей специфики устная речь может развить интерес и мотивацию учения. Устная речь играет большую  роль в развитии всех видов умственной деятельности.

    Поэтому в начале обучения устной речи особенно актуальным является аудирование речи и говорение.  Правильные произносительные навыки должны быть доведены до автоматизма  большим количеством тренировок.  Тренировки над произношением  можно разнообразить рифмовками, скороговорками, песнями в процессе обучения устному общению и чтению.

    Так как большой интерес для детей  представляет способность правильно излагать свои мысли, то встает необходимость знать и грамматические нормы языка и владеть определенной лексикой, чтобы они лучше понимали, как строить английскую речь. Овладение грамматическими нормами  можно построить на определенных грамматических структурах в речевых упражнениях  с подобранным лексическим материалом. В процессе работы над типовыми фразами и определенной лексикой происходит совместно и работа над произношением. Отсюда следует то, что мы не можем исключить грамматические правила. Например, для усвоения различных форм склонения, спряжения, образования степеней сравнения контекст не нужен, ибо он не помогает лучше осознать те морфологические изменения, которые присущи английскому имени или глаголу. Но контекст нужен для того, чтобы лучше понять место подлежащего, сказуемого и второстепенных членов в предложении. Контекст и ситуация в силу их наглядности облегчают запоминание.

   А в связи с особенностями детей младшего школьного возраста большое значение имеет связь обучения с конкретной деятельностью и зрительным восприятием, что способствует лучшему запоминанию языкового материала. Так, в конечном счете, получается, что чтение и письмо лишь будут способствовать лучшему и прочному овладению иностранным языком, хотя и уровень владения  может быть разным. А практическое владение иностранным языком предполагает устное и письменное общение на изучаемом языке. Отсюда следует, что в начальной же школе необходимо обучать чтению и письму. Поэтому на уроках следует обращать внимание на следующие моменты.

     При введении новых слов используется картинная и предметная наглядность, или новые слова дать в окружении знакомых слов. Это также актуально при чтении текстов. Различные предметы. Которых можно потрогать ,поиграть оживляют урок.  

     Предполагается, что удельный вес устной речи должен превышать удельный вес чтения и письма. В конечном счете, само чтение и письмо будут служить развитию устной речи. Эффективно применение вопросно-ответных упражнений.

     Овладение грамматическим материалам происходит с помощью грамматических структур в речевых упражнениях. Грамматические правила не исключаются из учебного процесса  (хотя бы в виде знакомства должны вводиться). На определенном этапе практического освоения материала необходимо систематизировать и  обобщать правила, материал, усвоенный в устной речи или наоборот, отталкиваться от правила. Это облегчает процесс овладения языком как системой, как строить предложения, как их переводить. Грамматические структуры, доведенные до автоматизма, могут использоваться  в речи в различных комбинациях. Поэтому в учебный процесс включается заучивание стихов, некоторых монологических высказываний и диалогических реплик.

    Чтобы не сокращать тренировку использования различных конструкций из-за боязни скуки, детям предлагается работа в игровой форме.

       Детям запоминается то, что интересно, ярко, вызывает эмоциональный отклик. Различные сказочные сюжеты при объяснении грамматического материала облегчают запоминание правил. Для активизации «молчунов» на уроке к речевым упражнениям можно подключить движения: пальчиковые игры, жесты; дети отчетливо произносят слова, сопровождая  их движениями под музыку.

 

Конспект урока по теме «Speaking about the Past».

 

1.     Повторить изученный материал по теме «Past Simple» (основные грамматические правила).

2.     Тренировать в использовании в устной речи полученных знаний.

3.     Совершенствовать навыки устной речи и культуру общения.

 

 

Ход урока.

 

I.       Организационный момент.  Учитель входит в класс и приветствует учеников:                                                                                                   

Teacher (T.): Good morning boys and girls. Nice to see you!

Pupils (Ps.): Nice to see you, too!

T.: How are you, Natasha?

 P.: I am fine, thanks.                                                                                                        K другим ученикам обращается или ученики переспрашивают «по цепочке».

 

II.               Фонетическая разминка.

T.: Now, it s time to train our tongues. (Учитель объясняет каждый звук с                   помощью карточек и  соответствующими движениями).

     Язычок просыпается:

 T.: Mr. Tongue wakes up [ŋ].

 T.: Mr. Tongue cleans his house [t], [d].

 T.: Mr. Tongue invites his friends to his place [ei].

 T.: His friends are: [ai], [oi], [], [], [], [әu], [au].

 T.: They hear the sounds in the forest: [Ө], [ ], [f], [v], [z], [s], [∫].

 T.: Now listen to me and say what sound is repeated: Послушайте и скажите

какой звук повторяется в этих словах? (Дети отгадывают звук и показывают свои карточки на своих местах.)    Примерные слова:                                                                                                               

but, cut, run, jump, funny, cunning;

park, car, farmer, are, garden, dance;

box, fox, long, cock, clock;

morning, horse, sort, or.

 

III.             Речевая разминка.

Вопросно-ответная работа (вид работы - фронтальный).

T.:What is your name?    Ps.: My name is … .                                                T.:What is your favorite season?                       Ps.: My favorite season is … .

T.: How old are you?                                         Ps.: I am … .                                                   

T.: Where do you live?                                      Ps.: I live … .                                                    

T.:What can you do?  Ps.: I can … .                                                                                                                                                                             T.: What is the date today?                                Ps.: Today is the 16th of March.

T.:  What do you like to do?                              Ps.: I like to … .                                                

T.: What day is it today?                                   Ps.: Today is Friday.                                                                          

T.:  What is the weather like today?                  Ps.: It is fine.

 

 

IV.           Сообщение темы урока.

1.     T.: Сегодня мы с вами отправимся в одно увлекательное путешествие. В страну прошедшего времени. Как называется эта страна?

        ( показывает: Past Simple)

В дороге нам могут встретиться разные препятствия, которые, я надеюсь, преодолеем. А для этого мы должны быть внимательными, дружными и сообразительными.

We should be attentive, friendly and clever.

What do you know about this country?

2.     T.:  А что вы знаете об этой стране?

     Ps.: В этой стране нужно соблюдать правила

     T.:  Какие правила?

     Ps.: Надевать башмачки, в письме присоединять –ed.( Посмотрим все это на доске.)

     T.: For example, wash –washed, (clean, watch, look, paint, help, wash, ski, play, listen).

     T.:  Все ли глаголы такие правильные?

     Ps.: Нет, есть неправильные глаголы, которые не надевают башмачки, а надевают плащ, т.е. полностью могут поменять форму слова.

3.     T.: Давайте вспомним эти неправильные глаголы.

Let s remember the irregular verbs.

(Работа с карточками. Учитель показывает 3 формы неправильных глаголов на карточках а дети повторяют за учителем. Обратить внимание на «молчунов»)

4.     T.: Lets go on. Давайте продолжим путь. (Дети встают  и имитируют шаги). А, чтобы всем было веселее, вспомним изученные нами стихи, песни.

5.     T.:  Ребята, вы знаете, что в страну эту попасть нам могут помочь еще такие слова-спутники, которые изображены в виде флажков.

С какими словами-спутниками можно пройти в страну прошедшего времени?  (Слова-спутники в виде флажков прикреплены на доске.)

Давайте выберем из этих флажков нужные нам флажки. Что же обозначают слова на этих флажках.

(На доске приклеены макеты флажков, подписанные словами-спутниками  всех трех времен).

          T.: Read and translate, please. Will you begin, Saсha? Повторяем все.

                                                                                  Repeat it all  together.

6.     Look at the blackboard. What can you see?

T.: Ой, ребята,  какие-то  слова нам встретились.

Вы знаете, какие это слова?

Ps.: Глаголы.

T.: Оказывается, среди этих слов потерялись глаголы прошедшего времени. Кто сейчас станет Шерлоком Холмсом и покажет эти глаголы на доске? (Д. по очереди выходят к доске, показывают и называют слова).

  

V.              Пауза для отдыха.

      T.:  Молодцы.  Good for you!

             Let‘s have a rest and remember our song “We can do anything”.

            (Песня исполняется с движениями).

VI.           Работа над грамматическим заданием.

           T.: Ребята, вы слышите, кто-то плачет?

Незнайка написал письмо своему другу из страны прошедшего                                         времени. В письме у него все действия  происходят в настоящем времени, поэтому письмо не пропускается в страну. Нужно помочь Незнайке написать письмо в прошедшем времени. Для этого вам нужно собрать слова-глаголы из этих букв.

 (Дети работают на листах около минуты, затем  по мере  нахождения       слов, слова прописываются учителем на доске).

           Dear Sam,

           I like my holidays. I get up at 9 a.m. and wash my face and ears. After                       breakfast  we ski, skate and run in the park. In the evening we watch TV.

                                                                                    Your friend Sam.

VII.        Развитие устной речи.

T.:  Вот мы с вами и пришли в страну прошедшего времени. Сегодня у  них объявлен конкурс «Кто больше действий успел вчера сделать».

          Вашим домашним заданием было подготовить рассказ, что вы делали  вчера вечером в своей семье.

T.: Your hometask was … .

 

T.:  Fox example: Yesterday I watched TV. Yesterday I helped my mum.  и т.д. с перечислением различных действий.

 

 

 

 

VIII.     Итоги.

          T.: Now we must finish our lesson.

                You are very good boys and girls.

                You worked well.

  Что мы сегодня повторили?

           T.: Понравился ли вам урок?

                Did you like our lesson?

           Дальше подведение итогов и выставление оценок.