Меня зовут Алексеева Александра Владимировна. Работаю учителем начальных классов в МОУ «СОШ № 54 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики.

 Образование высшее. Учитель I квалификационной категории. Педагогический стаж составляет 14 лет.

Работаю по программе «Школа 2100».

Домашний адрес: 428017

г. Чебоксары, ул. Гузовского 14-82

 

Исследовательская работа младших школьников вокруг слова

От учителя начальных классов во многом зависит развитие творческих способностей детей. Необходимо вовремя  направить в нужном направлении стремление ребенка познать новое.  Каждый ребенок рождается исследователем. Он понимает, что мир познаваем и старается изучить его предметы и явления. Очень важно, чтобы при исследовании шел процесс не только развития, но и саморазвития. Важным компонентом развития школьников считается становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и в умении пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание ребенка, связано, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к  языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи. 

Работая над словом, мы создали с детьми серию пособий, которые помогли учащимся стать настоящими маленькими исследователями.

С первого класса я успешно вовлекаю детей в исследовательскую деятельность. Чем раньше ребенок познает основы данной деятельности, тем легче ему будет изучать естественные науки в среднем и старшем звене. У первоклассников еще малый словарный запас. Для решения данной проблемы и поддержки интереса к чтению мы создали с учащимися пособие «Азбука в картинках». Каждому ребенку было предложено на определенную букву записать слова и нарисовать предметы, названия которых начинаются с данной буквы. Например, буква А (арбуз, аист, антилопа, алфавит и т.д.). При подготовке своей работы ребенок впервые обращается к орфографическому словарю. Здесь не обошлось без помощи родителей. Многих ребят работа так заинтересовала, что они с увлечением выполнили задания на две буквы.

 Составление пособия «Азбука в картинках» явилось началом нашей исследовательской деятельности. Материалы пособия мы активно применяли на уроках, а также во внеклассной работе в игровой форме.

Значение слова можно уточнять не только путем прямого словесного толкования, но и показывая реальный предмет, признак, действие направление, изображение предмета; заменяя слово синонимом или, наоборот, сопоставляя с антонимом. Можно объяснить , почему , кого так называют, указать слово, от которого данное произошло; описывать, где, когда, в каких случаях  то, что обозначено , можно увидеть, как это выглядит, на что похоже.

Помимо наблюдений за конкретными лексическими значениями слов, важно делать и некоторые обобщения. Пусть дети в ходе бесед по картинкам, чтения подборок слов, текстов постоянно осознают, что слова могут называть людей, животных, растения, предметы и все то, что изготовлено человеком, явления природы и т.д.

Любой букварь представляет богатые возможности для наблюдения за родственными связями слов, за тем, как от одного слова образуются другие.  Эти возможности, конечно надо использовать. Только важно вести наблюдения в первую очередь за смысловой стороной этой связи ( слова произошли от одного и того же слова), а не за формой ( имеют общую часть).

Например: Жил-был кот. У него был маленький сынок:…(котенок). Маму тигренка звали …. (кошка). Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой слова, которые их называют. Какие это слова? В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздается вой (какой? чей?) ….(кошачий). Есть и еще одно слово, которое названо в честь красоты глаза кота ….(кошачий глаз – название камня). Прочитайте всю семью слов, где главное слово кот. А почему оно главное? ( Слово кот было первым, и оно как бы сохраняется во всех других).

-Прочитайте слова. Соберите их в две группы: в одну – семью слова, которые родились от одного слова, а в другую – названия разных детенышей животных.

Тигр, тигренок, слоненок, лисенок, пингвиненок, котище, теленок.

Где слова одной семьи? Какое слово как бы присутствует во всех главных  других «членах семьи»? Оно и было первым, потому, что оно главное.

Если есть слово тигр, может быть другие слова нам не нужны? А если нужны, то зачем?  Почитайте слова другой группы. Кого они называют? Чем они похожи? Какой «кусочек делает их похожими?»

Материала для подобной работы в букварях много.        

 Устное народное творчество - надежный помощник в исследовательской деятельности. Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Объясняя смысл пословиц и поговорок, ребенок развивает свою речь и кругозор, активизирует словарный запас. С учащимися второго класса мы создали пособие «Мудрое слово на каждый день» (сборник пословиц и поговорок), материалы которого успешно применяли на уроках чтения и риторики. Принцип составления пособия аналогичен «Азбуке в картинках». Чтобы оформить заданную страничку, ребенку пришлось прочитать не один десяток пословиц и поговорок, прежде чем найти нужные выражения. Учащиеся использовали в своей работе и чувашские народные пословицы и поговорки, например:

«Два человека одна пара, семь человек-семья.

Ввосьмером хорошо молотить, всемером обедать, вдвоем бороться, в одиночку думу думать.

Чтобы в Сибирь идти, нужно семь пар лаптей.

Вещь, которой еще не пришел срок, караулили семь лет.

Счастье обернется из-за семи морей».

  Данная работа обогатила душевный мир ребенка, окунула его мысли в историческое прошлое нашей Родины.

В начальных классах необходимо научить детей работать с различными словарями. Решая эту задачу, мы с третьеклассниками выпустили новое пособие «Словарик» (универсальное пособие для детей и взрослых),  странички которого стали нашей настольной книгой. Школьники уже сами выбирали слова, следуя алфавиту. Необходимо было выяснить лексическое значение слова, подобрать как можно больше однокоренных слов и найти фразеологизмы с данным словом, объяснить их смысл.  Процесс поиска оказался  трудоемким. Рома Николаев  подобрал следующие однокоренные слова к слову труба: трубка, трубный, трубочка, трубчатый, трубач, трубочист, трубадур, трубопровод, трубоклад, трубопрокатный, трубить и т.д.  Учащиеся помогали друг другу, обращались  к родителям. Пособие имеет и электронный вариант.

Воспитанию учеников и развитию их эмоциональной сферы способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие учащимся бережного отношения к ней. Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребенка имеет в этом случае возможность переживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворенным.

Ребята с увлечением пишут сочинения – миниатюры, подражая Г. Цыферову, на тему: «Дождь».

« Прошел весенний дождь. Дождевая вода стекла  в канаву.  Бежит по канаве серебристый ручей. С неба  поглядывает на него румяное, похожее на блин солнце. Оно приветствует ручеек своими теплыми лучами. Ручей, разговаривая с солнцем, журчит и расстилается по всему ржаному полю».

                                                                                 Федоров Александр.

«Торопится обойти все леса маленький летний дождик. « Спасибо»,- говорят ему растения. Капельки дождя пристроились на цветах и траве. Как свежо и хорошо стало в лесу благодаря старательному дождику».

                                                                                                 Голубева Евгения.

«Моросит летний дождь. Его капельки звенят, как маленькие колокольчики. Маленькие жители, которые сидят в траве, радуются дождику. Они знают, что потом радуга украсит небо. Воздух наполнится свежестью и радостью».

                                                                                 Федотова Анастасия.

   « Льет дождик в небольшом лесу. Упадет на лист и отпрыгнет, словно маленький попрыгунчик. Устанет, сядет на скамейку, отдохнет и побежит дальше, чтобы  успеть полить весь лес, маленькие травинки,  освежить зеленые  листочки».

                                                                                         Капустина Юлия.                                                                                                                         

С учениками четвертого класса мы создали мультимедийную энциклопедию «Азбука мира животных». Данная работа вызвала большой интерес у моих воспитанников. Суть задания заключалась в следующем: на определенную букву русского алфавита надо было выбрать название животного, описать его внешний вид, среду обитания, найти фото. Ребята писали сообщения  в виде сочинений от первого лица, поэтому были включены друзья и враги животных.

Дети уже освоили навыки работы на компьютере и с удовольствием помогали друг другу. Учащиеся составили викторину по материалам энциклопедии «Азбука мира животных».

 Вопросы викторины «Кто же это?»

Чей скелет состоит из хрящей? (Акула)

Кто ест бамбук?  (Панда)

Чей желудок способен переварить металл? (Страус Эму)

Чьи зубы направлены назад?  (Щука)

Чей дом может существовать 90 лет? (Муравей)

У кого самый длинный нос? (Слон)

Кому лев при встрече уступает дорогу?  (Тигр)

Его называют ночным охотником.  (Филин)

Кто 2 раза родится?   (Цыпленок)

Мы со слоном похожи: «У меня тоже есть хобот».   (Шмель)

У меня красивые кисточки на ушах.   (Рысь)

Мой дом очень крепкий, он всегда со мной.   (Черепаха)

Мне нравится загорать на камнях.   (Ящерица)

Я являюсь эмблемой США.   (Орлан)

Мой вес может достигать 700 кг.   (Медведь)

 Приведу несколько фрагментов работ.  

«Сидит голубка на дереве и думает: « Никому я не нужна. Никто меня не любит. Чуть взлечу, там птица какая-нибудь хищная; на землю опущусь, там кошка Машка. Добрее своей кошки девочка Надя. Она не бегает за мной по всему двору.

Живу я на чердаке заброшенной фабрики игрушек. В моем доме очень темно, но тепло и сухо. Я дружу с воробьем, двумя болтливыми сороками и семьей ласточек, которая улетает на всю зиму в теплые края.

Однажды я пролетала мимо зоопарка. Видела там красивого павлина, попугая,  малышек колибри и голубей. Очень красивых белых голубей и голубок. Они сказали мне, что хотят быть такими же свободными и вольными, как я.  После разговора с голубями и голубками, я поняла, что я - самая счастливая, потому что живу на свободе

                                                                                                    Зоя Филиппова.

«Я - ежик. Отношусь к семейству насекомоядных млекопитающих.  Живу в широколиственных лесах, в полях. Питаюсь в основном травой, орехами и беспозвоночными животными. На зиму впадаю в спячку, так же как и барсук, медведь и енотовидная собака. Зимую в куче  опавших листьев деревьев. На меня охотятся лисы. Но я не спешу быстро сдаваться: у меня есть надежная защита  голки.

Однажды пришла ко мне в лес девочка. Сразу я ей приглянулся, и она взяла меня к себе домой. Девочка  за мной хорошо ухаживала.  Мое ежедневное меню: белый хлеб -25 г, молоко-100 г, мясо-75 г.  Мясо в доме поливали несколькими каплями рыбьего жира. В молоко добавляли костяной муки. Ах! Как было вкусно! Но я так скучал по лесу и своим друзьям, что убежал от заботливой девочки. Мне нужна свобода…»

                                                                                                  Голубева Женя

Приведу фрагмент работы Жени Михайловой. «....Мы, воробьи,  живем  где приходится. Вот, например, недавно у скворечен были шум и драка. Это прилетевшие из теплых стран хозяева-скворцы хватали меня и моих друзей за шиворот и выставляли вон из скворечен, а за нами и наши перины, чтобы духу нашего, воробьиного, не было. А вот совсем недавно штукатур замазывал щели над крышей дома. Мы с отчаянным криком бросаемся на штукатура. Человек  отмахивается от нас своей небольшой лопаточкой:  ему и невдомек, что он  замазывает наши гнезда с уже с отложенными в них яйцами. Еще я очень люблю поесть. Зимой найти хоть что-нибудь очень сложно.  В городском парке в кормушках можно найти крупу, хлеб, очень редко кусочки сала. Наши друзья-школьники и домохозяйки. Они о нас заботятся и кормят нас. Не так давно сломал я крыло. Один добрый мальчик принес меня к себе домой, перевязал мне крылышко, и пока я не поправился, заботился обо мне. Враги наши (галки и вороны и остальная крупная птица) к общественным кормушкам не подпускают. Кошки везде нас караулят, злые мальчишки стреляют  в нас из своих рогаток.

 Берегите нас, меньших братьев, не забывайте подкармливать нас суровыми зимами. А мы будем летом очищать ваши сады и парки от вредных насекомых, и поднимать ваше настроение веселым чириканьем!»   

   Дети освоили навыки работы на компьютере и с удовольствием помогали друг другу в поисках фотографий.  Над созданием пособия трудились абсолютно все ученики, многие выполнили не одну страничку  энциклопедии. Материалы данной энциклопедии можно использовать на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, риторики, информатики. После написания энциклопедии  ребята стремились посетить выставки животных и даже завели домашних питомцев.

   На уроке с удовольствием наблюдаю за авторами работ во время демонстрации наглядного пособия. Ребенок испытывает гордость за проделанную работу. У него возникает  идея создать новое, исследовать и познать неизвестное.

Надеюсь, что мой опыт заинтересует учителей.

 

 

              Работа Арсентьева  Ильи.                        Работа Думилиной Анастасии.

           Страницы пособия «Азбука в картинках».

 

 

 

Страница пособия « Азбука животного мира».