Приемы активизации речемыслительной

деятельности младших школьников.

 

     Опыт показывает, что при обучении иностранному языку практическая цель, т.е. приобретение определенных навыков и умений, всегда выдвигалась в качестве ведущей. Представляется, однако, что на ранней ступени иностранный язык призван и должен решить более важную цель, чем только приобретение определенных практических навыков и умений. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей учащихся, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба). Язык для ребенка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Сверхзадачей на ранней ступени обучения должно стать развитие личности ребенка средствами иностранного языка. Личностно-ориентированный подход учитывает способности, возможности и склонности ученика, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.  Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.

     Л.С. Выготский подчеркивал зависимость развития мышления учащихся от педагогических условий: «Там, где среда не создает соответствующих задач, не выдвигает новых требований, не побуждает и не стимулирует с помощью новых целей развитие интеллекта, там мышление ребенка не развивает всех действительно заложенных в нем возможностей, не доходит до высших форм или достигает их с крайним опозданием». Идея Л.С. Выготского сводилась к тому, что само по себе накопление языковых знаний, ассоциаций и связей никогда не приводит к появлению высших форм интеллектуальной деятельности. Овладение речевыми средствами иностранного языка лишь в том случае может способствовать интеллектуальному развитию учащихся, если этот процесс неразрывно связан с развитием мыслительных функций.

     Методический поиск должен быть направлен на то, чтобы найти способы стимулирования речемыслительной активности и активизации коммуникативно-познавательной деятельности младших школьников, способствующей их интеллектуальному развитию.

 

     В своей работе с второклассниками (первый год обучения), имея 2 часа в неделю, в 2006-2007 учебном году я использовала

УМК М.З. Биболетовой, Н.В.Добрыниной, Е.А. Ленской “Enjoy English” – 1, в который входят:

·        Книга для учителя

·        Учебник

·        Пропись

·        Рабочая тетрадь

·        Аудиокассеты (№1 и №2).

 

Данный УМК предусматривает устный вводный курс в первом полугодии (т.е. 1 и 2 четверти).  Мне кажется, что это самое трудное и ответственное время: надо познакомиться с учащимися, установить с ними контакт (но при этом не стать им «подружкой», «няней», а остаться учителем, заинтересовать новым для них предметом, наладить дисциплину (ведь все хорошо в меру, нельзя только потакать учащимся и делать только то, что им нравится) и проявить все свои актерские способности. Кроме того, в этот период учащиеся привыкают к требованиям учителя, здесь очень важно оставаться последовательным и справедливым в своих действиях и оценках. А для этого на каждом уроке задача должна быть конкретной, цель – ясной.

Чтобы уроки проходили успешно и плодотворно, конечно, их нужно продумывать до мелочей и , желательно, чтобы на каждом уроке была своя «изюминка», то, что послужит мотивацией для учащихся, придаст дополнительный заряд и запомнится надолго. Например:

·         Сегодня мы отправимся в путешествие в страну артиклей

·         Сегодня к нам в гости пришел Незнайка, иногда он забывает некоторые правила, давайте ему поможем

·        Сегодня мы будем рисовать ваших любимых животных

·        Сегодня мы устроим веселое соревнование и т.д.

Кроме того, настроение учителя играет очень важную роль. Я замечала, что если я вхожу в класс без настроения, то дети это очень чутко улавливают и, как итог, то «буксует» одно задание, то другое «дает сбой». Я раздражаюсь – дети замыкаются, их глазки не блестят. Поэтому, я стараюсь отстраняться от всех проблем и полностью сосредоточиться на уроке.

В первое полугодие мы приобретаем следующие умения и навыки:

·        Учим алфавит

·        Звуки

·        Счет до 12

·        Названия животных

·        Задаем вопросы и отвечаем на них:

- What is your name?

- My name is Masha.

- What is your surname?

- My surname is Ivanova.

- How old are you?

- I am 8.

- Where do you live?

- I live in Russia.

- Do you have a cat?

- Yes, I do. I have a cat.

   No, I don’t. I don’t have a cat.

- Can you swim?

- Yes, I can. I can swim.

   No, I cannot. I can’t swim.

- Who are you?

- I am Masha.

·        Пишем в прописи

·        Читаем транскрипцию

·        Начинаем вести словарь

·        Описываем животных

·        Рассказываем о себе (о друге и т.д.)

·        Составляем диалоги

·        Вводим понятие «артикль».

 

Во втором полугодии:

·        Начинаем читать по учебнику

·        Добавляются новые вопросы:

- How are you?

- I am fine.

- What colour is the dog?

- The dog is black and white.

- Must you read?

- Yes, I must. I must read.

   No, I must not. I must not read.

- Do you like the fox?

- Yes, I do. I like the fox.

   No, I don’t. I don’t like the fox.

- Would you like apples.

- Yes, I would. I would like apples.

   No, I wouldn’t.

·        Задаем вопрос и делаем предложение отрицательным

·        Учим цвета

·        Учим прилагательные

·        Выполняем упражнения в рабочей тетради

·        Продолжаем вести словарь

·        Описываем животных, людей

·        Модальные глаголы can, must

·        Предложения типа: He jumps. He likes to skip. My family is big.

·        Притяжательный падеж

·        Правила чтения.

В своей работе я использую проектную деятельность. Во втором классе учащиеся писали:

- о себе

- о друге

- о любимом животном,

Оформляя это на альбомном листе. На уроке они рассказывали у доски, работы вывешивались в классе на доску, чтобы ребята могли видеть и оценить проекты друг друга. Я считаю это очень важным, т.кчащиеся могут видеть свой результат и результат своих товарищей. Кроме того, для каждого класса я завела файловую папку (один файл на одного ученика), где хранятся все работы детей. Родители, приходя в школу, могут увидеть результат обучения своих детей. Да и сами дети любят рассматривать эти папки, с гордостью показывая друг другу свои работы, что стимулирует их к обучению и придает дополнительную мотивацию.

 

Какие же приемы активизации навыков речемыслительной деятельности младших школьников можно предложить:

 

     ИГРА.

     Включение процесса обучения ИЯ в контекст игровой деятельности позволяет создавать необходимые условия общения. Игра, по меткому выражению И.А. Зимней, является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения.

     Использование игры как способа обучения позволяет учителю формулировать такие задачи, в которых есть цель и мотив речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения. Например:

- две команды по 2 человека у доски, учитель дает задание написать как можно больше букв (но не в алфавитном порядке) и назвать их. Ставится +, если и большая, и маленькая буквы правильно написаны и названы, причем не одним учащимся, а поочередно обоими. В чьей команде больше плюсов, та команда и победила.

     Можно писать не только буквы, но и звуки, слова (во 2 классе вообще все слова, которые знают учащиеся, а в дальнейшем либо слова по определенной теме, либо на какую-то букву, либо с определенным звуком и т.д.).

- Незнайка хочет стать поэтом, поможем ему подобрать рифму:

Mouse – house               mother – father

Fat – cat                          grey – play

One – run                        frog – dog     и т.д.

 

     ПЕСНИ И СТИХИ

     Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка; воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память; содействовать эстетическому воспитанию детей.

     Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

     Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой, носителем культурологической информации. Передовые мыслители и педагоги прошлого постоянно заботились о том, чтобы пение занимало определенное место в обучении подрастающего поколения. К.Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке – это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства.

     Кроме того, песни и стихи на уроке помогают снять напряжение, отдохнуть и расслабиться. Очень нравится учащимся выполнять перевод стихов и песен в стихотворной форме. Мы часто проводим конкурсы на лучший перевод и оформление, вывешиваем работы на стенде, чтобы ребята могли видеть и оценивать работы друг друга.

 

     РИФМОВКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

     В основном служат для тренировки правильного произнесения звуков английского языка и для развития навыков быстрой правильной речи. Не секрет, что ученикам старших классов можно задать с самого начала урока быстрый темп и придерживаться его до звонка, но с второклассниками, которые непоседливы и быстро устают, это не получается. Чтобы дети не утратили интереса к изучению английского языка  с первых уроков, учителю необходимо хорошо знать физиологические и психологические особенности возраста.

     Опыт показывает, что большой интерес для младших школьников представляет заучивание рифмовок, пословиц, поговорок. Выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учителю, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную активность, присущую младшим школьникам, благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между учителем и учащимися.

     Вот некоторые примеры:

 

A friend in need is a friend indeed.

 

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why do you cry, Willy?

Why, Willy? Why?

 

I scream,

You scream,

We all scream

For ice-cream.

 

     ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

     Использование физкультминуток  мотивирует предстоящую деятельность учащихся, формирует положительный настрой на восприятие и усвоение учебного материала, создает атмосферу, в которой каждый ученик класса чувствует себя комфортно и раскованно, не боясь и не стесняясь говорить по-английски, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность не только учеников, но и учителя. Например:

 

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up, to the side,

Bend left, bend right.

One, two, three – hop,

One, two, three – stop.

 

Teddy-bear, teddy-bear,

Look around, look around.

Teddy-bear, teddy-bear,

Touch the ground, touch the ground.

 

     НАГЛЯДНОСТЬ.

     Использование наглядности на уроке с младшими школьниками должно быть максимальным, т.к. у детей очень развито визуальное восприятие. Наглядность должна быть яркой, красочной и хорошего качества, только в этом случае использование наглядности будет вызывать у учащихся положительные эмоции, и стимулировать их к изучению английского языка. Наглядность вызывает интерес у ребенка и тем самым способствует лучшему восприятию материала. Вот некоторые примеры наглядности:

·        Игрушки

·        Картинки

·        Карточки с буквами

·        Карточки со звуками

·        Карточки с цифрами

·        Карточки с цветами

·        Красочные схемы, отображающие различные грамматические конструкции, речевые образцы и т.д.

К наглядности можно отнести и иллюстративный раздаточный материал. Его использование также повышает мотивацию к обучению у учащихся. Сюда входят:

·        Карточки с заданиями

·        Карточки с играми

·        Разрезная азбука (с помощью которой учащиеся составляют слова)

·        Карточки со словами (с помощью которых учащиеся составляют предложения)

·        Карточки-опоры

·        Карточки с текстами, диалогами, стихами и т.д.

Подводя итог, хочется отметить, что разумное и своевременное чередование и сочетание всех этих приемов и способов обучения на уроке английского языка дает положительный результат, помогает ребенку

- не уставать

- сохранять интерес

- быть активным

Иными словами, ребенок чувствует себя комфортно, что является важным принципом обучения. Если ученику комфортно на уроке, то усвоение знаний происходит легче и быстрее. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание общаться с учителем и изучать английский язык вообще. Поэтому, дружелюбное, справедливое отношение учителя крайне необходимо. Не надо забывать хвалить ребенка, если он заслуживает похвалы. А если ученик никак не проявил себя на уроке (или проявил в недостаточной степени), то сказать и

сможет справиться с заданиями в следующий раз. Ведь от учителя во многом зависит, будет ли процесс обучения интересным, познавательным и продуктивным, или превратится в нудную рутину.

        

 

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ВО 2 КЛАССЕ

 

Тема урока: Lets talk and play.

Тип занятия: обобщающее повторение.

Вид занятия: комбинированный урок.

Целеполагание: Триединые дидактические цели учебного занятия:

1.     Образовательные:

- совершенствовать речевые навыки и умения монологической и диалогической речи.

2.     Воспитательные:

- воспитывать интерес к стране изучаемого языка;

- повышать мотивацию к изучению английского языка;

- осуществлять эстетическое воспитание учащихся;

- воспитывать любовь к животным, близким людям;

- учить соблюдать правила культурного поведения, речевого этикета.

3.     Развивающие:

Развитие речи:

- развитие навыков задавать вопросы и отвечать на них, т.е. развитие навыков диалогической речи.

- развитие навыков строить предложения, высказывания, т.е. развитие навыков монологической речи.

Развитие памяти:

- развивать образную, эмоциональную, словесно-логическую память.

Развитие мышления:

- развивать логическое мышление учащихся;

- развивать творческое мышление;

Развитие воображения:

- развитие творческого воображения.

 

Задачи урока:

·        Развитие навыков и умений монологической и диалогической речи

·        Закрепление лексики и ее употребления в устной речи

·        Развитие навыков и умений письменной речи

·        Развитие навыков аудирования

·        Совершенствование навыков чтения.

 

Оснащение урока:

·        Карточки с буквами (разрезной алфавит)

·        Карточки со звуками

·        Игрушки (животные)

·        Письмо от мышки (оформленное на ватмане, некоторые буквы заклеены цветными капельками, но так, чтобы их можно было отогнуть и открыть закрытую букву)

·        7 наборов разрезанных на отдельные слова предложений (выполнены из цветного картона: на одной стороне написаны слова, а с другой стороны разные цвета, чтобы дети называли его по английски)

·        Аудиомагнитофон, кассета с песней “Hands up, hands down…”

 

                                        ХОД УРОКА

 

1.     Организационный момент.

-         Приветствие: T.: Good morning, boys and girls!

                              PP.: Good morning, good morning,

                                      Good morning to you,

                                      Good morning, good morning,

                                      We are glad to see you.

                             T.: I am glad to see you, too. Sit down, please.

- Cообщение учащимся темы урока и задач урока.

2.     Фонетическая зарядка: чтение, перевод и отработка звуков стихотворения    I have a cat,

                                  My cat is fat,

                                  My cat is black,

                                  I like my cat.

 

3.     Речевая зарядка:

Т: Ребята, сегодня к нам на урок пришла Мышка. (Учитель берет в руки и показывает учащимся большую мягкую игрушку- Minnie Mouse.) Ей очень интересно узнать, чем мы занимаемся. Давайте покажем ей, чему мы научились и что теперь умеем.

Now, please, answer my questions:

(Учитель расспрашивает учащихся о Мышке).

T: - What is this?

P: - This is a mouse.

T: - What is her name?

P: - Her name is Minnie.

T: - How old is she?

P: - She is 6.

T: - Where does she live?

P: - She lives in America.

T: - What colour is her dress?

P: - Her dress is red and black

T: - What can she do?

P: - She can run, jump.

T: - Do you like Minnie?

P: - Yes, I do. I like Minnie.

 

4.     Развитие навыков диалогической речи.

А теперь давайте покажем Мышке, как вы умеете задавать вопросы.

T: - Nikita, go to the blackboard. And you, please, ask him questions.

P: - How are you?

N: - I am fine.

P: - What is your name?

N: - My name is Nikita.

P: - What is your surname?

N: - My surname is Akhmeev.

P: - How old are you?

N: - I am 8

P: - Where do you live?

N: - I live in Russia, Cheboksary.

P: - Do you have a sister or a brother?

N: - I have a sister.

P: - What is her name?

N: - Her name is Dasha.

P: - Can you play tennis?

N: - Now, I cannot. I cannot play tennis.

P: - Must you read well?

N: - Yes, I must. I must read well.

 

5.     Отработка фонетических навыков.

T: - Ребята, наша Мышка проказница, она любит корчить рожицы, прыгать и издавать разные звуки (на доске написаны трудные для произнесения звуки, которых нет в русском языке). Давайте их назовем и подберем слова с этими звуками.

Look at the blackboard and name the sounds. Say the words with the sounds.

PP: - mother, father, brother, this.

       - three, thank you

            - what, swim, where, well, white.

            - jump, giraffe, sausage.

T: - А теперь давайте покажем Мышке, как вы умеете читать транскрипцию. (на доске написана транскрипция слов):

run             play            cat              fox

jump           black          swim          green

 

Учащиеся выходят к доске, пишут английское слово рядом с транскрипцией и переводят его.

T: - And now, please, spell the words.

Учащиеся называют каждое слово по буквам.

 

6.     Совершенствование навыков чтения.

Ребята, Мышка прислала вам письмо, но некоторые буквы смыло дождем. Ей очень интересно, сможете ли вы его прочитать. (Учитель прикрепляет к доске письмо, которое написано на ватмане крупными буквами, некоторые буквы заклеены цветными каплями).

Good morning!

I am a mouse. My name is Minnie. I am OK. I am 6. I live in America. I have a friend. I can jump, run and skip. I cannot fly, swim. I like milk. And what is my friend’s name?

With best wishes,

Minnie.

T: - Please, read sentence by sentence and translate.

(Учащиеся читают по одному предложению, переводят, называют пропущенные буквы).

T: - Now, please, answer the question. What is her friend’s name?

P: - Her friend’s name is Mickey.

 

7.     Физкультминутка.

T: - А сейчас  давайте немножко отдохнем и споем Мышке песенку.

Stand up, please. Listen to the song and sing along.

Учащиеся поют песню и показывают движение.

PP: -  Hands up, hands down,

          Hands on hips, sit down.

         Hands up, to the side,

         Bend left, bend right.

         One, two, three – hop,

         One, two, three – stop

         Stand still.

 

8.     Совершенствование навыков монологической речи.

T: - кто хочет рассказать Мышке о себе или о своем любимом животном?

Выходят несколько учащихся и рассказывают о себе или о своем любимом животном.

 

9.     Развитие памяти, мышления, воображения.

·        А теперь Мышка посмотрит, сможете ли вы составить предложение из слов. (Учитель раздает карточки со словами, из которых, расположив их в правильном порядке, учащиеся должны составить предложения).

-         rabbit, his, is, fat, big, and. (His rabbit is fat and big).

-         Tom, can, skip, and, jump. (Tom can skip and jump).

-         Cat, a, white, Nick, has. (Nick has a white cat).

-         Red, is, and, a, black, tiger. (A tiger is read and black).

-         Piano, the, can, play, mother, my. (My mother can play the piano).

-         Grey, seven, dogs, jump, run, and. (Seven grey dogs run and jump).

-         Pig, a, has, ping, Bob, funny. (Bob has a funny ping pig).

 

·        Мышка очень любит стихи. А мы сумеем подобрать рифму к словам. (Учитель называет слово, а учащиеся подбирают к нему рифму).

 

Slim – swim             cat – fat               ball – small

Big – pig                            dog – frog            volleyball – football

House – mouse                  grey – play          fat – hat

Mother – farther       tree – three           clean – green

 

·        А какие стихотворения вы можете рассказать Мышке?

Учащиеся выходят и рассказывают стихотворения, которые они учили в течение года:

I have a mother, I have a father,

I have a sister, I have a brother.

Mother, father, sister, brother –

Hand in hand with one another.

 

One, one, one

Little dogs run.

     Two, two, two

     Cats see you.

     Three, three, three

     Birds in the tree.

     Four, four, four

     Frogs on the floor.

 

     Mind the time and keep the rule –

     Try to come in time to school.

 

     I like to run, I like to play,

     I like to study every day.

     I like to swim, I like to run

     I like to play – it’s fun.

 

·        Now, children, let’s play.

 

А сейчас давайте поиграем в слова. (К доске выходят две команды по два человека и пишут английские слова. Они должны написать слова, правильно их прочитать и перевести  - только в этом случае команда зарабатывает плюс. У какой команды в результате больше плюсов, та команда и выигрывает).

 

·        Пока команды пишут слова, учитель загадывает остальным загадку:

It is a wild animal. It is big. It is strong. It is red and black. It can run, jump. It cannot fly. What animal is it?

P: It is a tiger.

T: It is a domestic animal. It is big. It can be black, brown or white. It gives milk. What animal is it?

P: It is a cow.

 

     Учитель проверяет учащихся, которые писали у доски слова, и подводит результаты игры.

 

·        Давайте покажем Мышке, как мы находим лишние слова. (На доске написаны четыре строчки слов, надо найти лишнее в каждой строчке).

- play, swim, read, lion. (lion)

- pig, fox, dog, cat. (fox)

- grey, five, three, ten. (grey)

- crocodile, pink, green, yellow. (crocodile)

 

10.                       Заключительная часть.

·        Подведение итогов. Ребята, сегодня мы с вами повторили все, что учили раньше: мы задавали вопросы и отвечали на них, вспомнили алфавит и звуки, читали транскрипцию, рассказывали о себе и о своем любимом животном, читали, пели песенку, рассказывали стихи и много играли. Я думаю, что Мышке понравилось у нас на уроке, ведь вы работали очень хорошо. Ваши оценки сегодня: …

·        Домашнее задание. Выполнить урок №50 в рабочей тетради.

·        Прощание, конец урока: Please, stand up! The lesson is over, good-bye.