Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Целеполагание в обучающей деятельности учителя

 
Эта страница позволит молодому педагогу:
- разработать календарно-тематическое планирование;
- методически грамотно составить план урока;
- провести грамотно самоанализ урока;
- составить тест;
Получить инструкции и советы для составления отчетов по преподаваемому предмету.



Целеполагание в обучающей деятельности учителя

Проблема целенаправленной деятельности человека была, есть и будет актуальной, ведь как известно: без цели нет управления и нет результата. Что такое цель? Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в том числе в обучении, связана с некорректным целеполаганием.

Обратимся к уроку как основной форме деятельности учителя. Урок – это в принципе функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.

Целеполагание – это, по определению Ю.А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания». Целеполагание как логико-контруктивная операция представляет собой следующий алгоритм:

- анализ обстановки (учебной ситуации);

- учет соответствующих нормативных документов;

- установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлевторению;

- выяснение имеющихся для этого ресурсов;

- выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;

- формулировка цели.

Как видим, цель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессов. Нечеткое следование алгоритму целеполагания приводит к риску формулирования не тех целей, а значит, не тех результатов.

Целеосуществление – «это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности» (Ю.А. Конаржевский).

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.

На уроке как правило, учитель работает с целью в тех ее аспектах: познавательном, воспитательном, развивающем. Рассмотрим таблицу, в которой представлены особенности познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели:

Познавательный (обучающий) аспект цели

Развивающий аспект цели

Воспитывающий аспект цели

- Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания.

- Формирование умений обеспечивающих успешное выполнение деятельности.

- Формирование навыков (действия, доведенное до автоматизма)

- Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика.

- Развитие мышления.

- Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве, точность различения цвета, формы, звуков).

- Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями)

Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке:

- «Другие люди», т.е. учитель учащиеся, в общении с которыми формируются нравственные качества личности.

- - «Я», т.е. отношение к самому себе.

- «Общество и коллектив»

Важно! При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся

Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда для уроков целой темы, ведь развитие ученика идет всегда медленнее, чем его обучение

Важно!

Кредо обучающей деятельности учителя – воспитывающее обучение.


Алгоритм анализа цели урока:

- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

- определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

- определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

- какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

- определить степень осознанности учителем цели;

- выяснить реальность достижения цели;

- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов: уроки освоения нового материала, уроки закрепления нового материала, урок систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки и т.д.

Как же формулировать цели разных уроков?

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

- учащиеся должны иметь представление о …

- учащиеся должны иметь общие понятия о …

- учащиеся должны распознавать …

Урок усвоения нового материала

- учащиеся должны понимать содержание…

- учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

- учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

Урок формирования новых умений

- учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…

- учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

- учащиеся должны знать…

- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

- учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания…

Урок систематизации и обобщения учебного материала

- учащиеся должны знать…

- учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…

- учащиеся должны уметь делать обобщение…

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):

- учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

- учащиеся должны воспроизводить по образцу…

- учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…

- учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

- учащиеся должны владеть компетенцией…


Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с…»

Подмена методом обучения

«Рассказать учащимся о…»

«Показать учащимся…»

Подмена цели процессом деятельности

«Учащиеся решают задачи по теме…»

«Учащиеся выполняют работу…»

Его величество комбинированный урок

Комбинированный урок является наиболее распространенным типом урока. В практике работы современной школы, несмотря на инновационные тенденции, около 50-6-% уроков – комбинированные. На них за 40-45 минут учебного времени


Российский общеобразовательный портал Федеральный образовательный портал: Российское образование ЕГЭ: Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена    
         

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика