Открытый урок в 6 «б» классе МОУ «СОШ №59»
с применением ИКТ учителя биологии высшей категории
Сапожниковой Антонины Борисовны.
Тема: «Взаимосвязи в живой природе»
(Урок обобщения и систематизации знаний)
Цель: Закрепить, углубить, систематизировать и скорректировать знания о взаимосвязях в живой природе.
Задачи:
1. Раскрыть взаимосвязи между живой и неживой природой.
2. Расширить знания учащихся о средах жизни и взаимоотношениях животных и растений.
3. Продолжить экологическое воспитание учащихся, развивать любовь к природе.
Оборудование:
1. Видеодиск «Природа и человек», Екатеринбург, 2002.
2. Видеофильм «Многообразие животного мира».
3. Слайды (презентация на диске).
«От нас природа тайн своих не прячет,
Но учит быть внимательными к ней»
(Н.Рыленков.)
Учитель: В 5 классе мы прошли с вами царства живой природы и среды жизни. Давайте вспомним, какие царства и среды жизни мы знаем? (Ответы учащихся)
Мы знаем, что для каждого организма свое место обитания. И, конечно же, место обитания должно соответствовать потребностям живых организмов.Каждый организм живет не изолированно, а в окружении множества других. Они вступают между собой в разнообразные отношения. Одни организмы уживаются между собой, помогают друг другу, а другие стараются не встречаться. Так складываются природные сообщества- биогеоценозы. Это группы организмов, совместно обитающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой. Но обитатели сообщества не могут жить изолированно от неживой природы, поэтому такая взаимосвязь называется экологической системой (экосистемой).
Основная форма связей в природном сообществе – пищевые связи (цепи питания). Начальное звено в цепи питания- зеленые растения (автотрофы)- продуценты органических веществ.
- Почему именно растения являются начальным звеном в цепи питания? (Ответы учащихся)
Растительноядные животные поедают растения , их в свою очередь- животные-хищники. Это консументы- гетеротрофы- потребители готовых органических веществ.
Отмершими частями растений, животных питаются редуценты (разрушители)- которые разлагают органические вещества до неорганических. (1 слайд)
Через пищевые связи передаются вещества и энергия от организма к организму. Таким образом происходит круговорот веществ в природе.
(2 слайд)
Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес-
В каком краю не окажись
Везде кипит упрямо жизнь
И здесь у каждого свой вкус,
Кому-в песок, кому-под куст.
И каждый выберет себе
Соседей в жизни и судьбе.
(Просмотр видеофильма о взаимосвязях в биогеоценозе-лес).
- А какие пищевые связи в нашем лесу, лугу можете назвать? (Ответы учащихся)
На организмы в экосистеме влияют абиотические и биотические факторы среды, их по другому называют- экологические факторы.
(3 слайд)
Свет, влажность, температура и др.- абиотические
Животные, растения, грибы, бактерии - биотические
Человек- антропогенные
1 ученик: Зимой и летом круглый год
У зверя множество забот.
Ошибок не простит среда,
Знай, где еда, а где – беда.
Но каждой божьей твари дан
Природой уникальный дар,
Чтоб в той борьбе у них у всех
Имелись шансы на успех.
2 ученик: Расказывает о взаимодействии живых организмов с абиотическими факторами среды. (4,5,6 слайды)
3 ученик: Миллион томов, а не четыре
Нужны
Чтоб в красках описать
Войну и мир в животном мире,
И невозможно отрицать,
Что кое- в чем и кое-где
У них совсем как у людей.
Вот муравей- « под рэкетира»,
Вот коммунальная квартира-
Ягненка любит волк-сосед,
Но лишь как блюдо на обед.
Да и у мышек без кота
Была бы жизнь уже не та.
4 ученик: Рассказывает о взаимосвязях среди живых организмов
(Слайды 7,8,9)
Учитель: Назовите примеры взаимоотношений в вашем лесу, лугу озере, пруду.
А теперь, для закрепления темы проведем тестирование:
1 группа- за компьютерами
(задание из видеодиска «Природа и человек»)
2 группа- на доске выполняет задания.
(из видеодиска «Природа и человек»)
Итак, вы успешно справились с заданием и поняли, что взаимосвязи в живой природе очень необходимы живым организмам и без них жизнь на Земле была бы невозможна. Если убрать хотя бы 1 звено в пищевой цепи, то пострадает каждый из живых организмов, будь то большой медведь или маленькая букашка. А без растений жизнь на Земле была бы вообще невозможна.
Подведение итогов урока.
- Выразите ваше мнение о том, как прошел урок, что нового и интересного вы узнали на уроке.
Экология , друзья,
Наука очень нужная
Без нее ты ни на грош
В наше время пропадешь.
Ибо каждый знать обязан,
Кто, как, с кем в природе связан,
Чтоб случайно иногда
Ей не принести вреда.
Мы не зря взяли эпиграфом слова Н.Рыленкова: « От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательными к ней». Так будьте внимательны к природе, и она подарит вам много интересного, просто нужно уметь видеть и слушать природу, любить ее. Берегите тонкие цепи, которые обьединяют нашу хрупкую планету- Земля.
Использованная литература:
1. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология», 7 кл., М., «Вентана-Граф», 2003.
2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология», 6 кл., М., «Вентана-Граф», 2003.
3. Т.С.Сухова, В.И.Строганов «Природа» 5кл., М., «Вентана-Граф», 2003.
4. Видеофильм (фрагмент) « Многообразие животного мира», студия «Кварт», Москва.
5. Видеодиск «Природа и человек», Екатеринбург, 2002.
6. Газеты «1 сентября» приложение «Биология» №27,28,29,31,32, 1998.
7. Журнал «Биология в школе» № 3, 1999.
8. Журнал «Биология в школе» № 1, 2006.
В электронном виде урок можно скачать здесь.