Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

О журналах и пособиях (гимнзия №4)

Журнал "Домашний компьютер" информационное издание о возможностях применения домашнего компьютера для работы, досуга, образования. В журнале "Домашний компьютер" рассматриваются высокие технологии как образ жизни, элемент моды, культуры, стиля.

Соковня И. И. Социальное взросление и здоровье школьников. М., 2002

Цель пособия - дать педагогам и воспитателям развернутую картину взаимосвязи социального и биологического статусов детей и подростков через призму индивидуальности; познакомить специалистов с простейшими методами коррекции поведения детей и подростков, профилактики некоторых видов девиации. Пособие адресовано учителям, воспитателям, родителям.

 

М. Безруких, Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ

Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей» — М.: ОЛМА-ПРЕСС

Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Причины, вызывающие эту тревогу, следующие.

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:

* физическое здоровье;

* психическое здоровье;

* благоприятную социально-психологическую адаптацию.

В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать лучшего.

Еще один важный вопрос, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Это здоровье девочки-подростка. Почему это так важно? Сегодня здоровье девочки-подростка определяет здоровье будущих ее детей и характеризует здоровье нации, которое мы получим через 10-15 лет. Я приведу некоторые интересные данные. Мне встретились исследования, которые были проведены с 1925 по 1975 годы и касались здоровья новорожденных у первородящих женщин. Самое тяжелое состояние здоровья младенцев в России приходилось на 50-е годы, то есть на тот период, когда у их мам период полового созревания пришелся на тяжелые военные годы. Мы же именно в этом критическом возрасте безмерно загружаем наших детей. К 10-11 классам количество эндокринных заболеваний у наших ребят возрастает более чем в 5 раз. Я уже не касаюсь экологических проблем, с их влиянием на здоровье школьников.

Скажу несколько слов о социальной проблеме. Мы привыкли считать трудной семью алкоголика, наркомана, неполную семью, где мама одна воспитывает детей. В последние десятилетия мы наблюдаем иную картину: «неблагополучной» становится семья, где оба молодых родителя — кандидаты наук, и это оказывается еще тяжелее для маленького человека, чем семья неполная. В такой семье ребенок испытывает жесточайшее давление со стороны родителей, и на это нужно обратить особое внимание.

Еще одна проблема нашего века. Это проблема патологии беременности и родов. Сегодня, по данным здравоохранения, 70% детей рождаются с различными факторами риска здоровья, и это тоже нужно учитывать. Поэтому система образования должна строиться совсем по-другому, ведь других детей у нас нет и в ближайшее время не будет!

В связи с этим я бы хотела обозначить школьные факторы риска, которые существуют на сегодняшний день:

* стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микрострессы. Мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причины);

* стресс ограниченного времени (

* это — один из самых тяжелых стрессов, который накапливается в течение 2-х недель без отдыха, а наши дети в таком состоянии живут годы); несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (

* например, когда мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту); интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;

* отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

* низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.

Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Реформы образования проходили в нашей стране с завидной регулярностью каждые 8—10 лет. Все эти реформы проходили очень быстро. Сегодня — Пленум, завтра — реформа в жизнь, а так делать нельзя. Нужен серьезный, системный, вдумчивый подход. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит от нас. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников стало приоритетной задачей школы. В связи с этим представляется особенно важным:

во-первых, изменить структуру и систему образования в соответствии с возрастными и функциональными особенностями ребенка, с учетом того, что, начиная с 1 сентября, 4 недели идет адаптация, февраль — важный, переломный этап учебного года, обучение в 5—6 классе проходит так же тяжело, как и в первом, и так далее;

во-вторых, изменить стандарт подготовки педагога: сегодняшний учитель — не просто специалист-предметник, это прежде всего человек, который работает с детьми; однако, к сожалению, мы сталкиваемся с такими учителями, которые могут быть замечательными специалистами, но совершенно не знают ребенка, которого обучают;

 

в-третьих, ввести курс обучения родителей, подобный тем, что существует во всех цивилизованных странах. Безграмотные родители — это бич нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например, по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей, издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.). Только в этом случае родители станут нашими союзниками.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данный материал опубликован в журнале "Информатика и образование" №3-2002

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 17.12.2001 № 957/13-13

 

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета "Информатика" в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета "Информатика и информационные технологии" основной школы. Обучение информатике во II - IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;

дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

 

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет "Информатика" реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например А.В. Горячевым (интеграция со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семеновым (проекты).

Для начальной школы рекомендуется использовать следующие учебники-тетради и рабочие тетради по информатике:

по курсу информатики автора А.В. Горячева - учебники-тетради №.№ 1 - 4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в I классе на дополнительных занятиях;

по курсу информатики автора А.Л. Семенова - новый комплект рабочих тетрадей для II, III и IV классов.

Практическая составляющая содержания предмета "Информатика" формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляется учителями начальной школы.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами

Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, "Окружающий мир", в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы

В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

 

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная доска".

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин).

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в Соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебною назначения, таких как:

компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;

клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;

компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

компьютерные лабиринты для управления объектом;

компьютерные мозаики;

логические игры на компьютере;

компьютерные энциклопедии, путешествия;

компьютерные топологические схемы (например, района метро);

компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;

компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;

компьютерные синтезаторы звука;

игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;

компьютерные среды управления исполнителем.

Приложение

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика" автора А.Л. Семенова (II класс) (1ч - информатика и 1 ч - факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы информационных технологий и социальной информатики, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики 1 ч в неделю в кабинете информатики необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия по информационным технологиям с занятиями по теоретической информатике так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

Теоретическая информатика (34 ч)

1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. (1 ч)

 

2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов - цвет, форма. Одинаковость объектов. (2ч)

3. Цепочки (последовательности) - работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки. (3 ч)

4. Построение объекта по заданным свойствам. Достраивание разных объектов до одинаковых. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством - понятия "все", "каждый". (4 ч)

5. Утверждения, истинность, ложность, неопределенность утверждений в данной ситуации. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значения - истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии). (4 ч)

6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок. (4 ч)

7. Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка. (4 ч)

8. Индуктивные построения цепочек - восстановление/построение цепочек по индуктивному описанию. (4 ч).

9. Буквы и знаки в русском тексте - прописные и строчные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре. (3 ч)

10. Исполнитель, система команд исполнителя, линейные программы. (5 ч)

Информационные технологии (30 ч)

1. Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

2. Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (6 ч)

3. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (8 ч)

4. Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (10ч)

5. "Слепой" клавиатурный ввод. (от 5 до 15 ч - в случае интеграции с уроками русского языка.)

Информационная культура (4 ч)

Материал изучается в рамках интеграции с другими предметами.

1. Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).

2. Словари.

3. Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах

Список проектов и время на его реализацию могут варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом - 2 - 4ч.

Предлагаемые проекты:

1) "Мое имя";

2) "Моя семья";

3) "Мои друзья. Записная книжка";

4) "Я сам";

5) "Наша сказка";

6) "Наш класс"; " Наш микрорайон".

Российский общеобразовательный портал Федеральный образовательный портал: Российское образование ЕГЭ: Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена    
         

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика