- Эта страница позволит молодому педагогу:
- - разработать календарно-тематическое планирование;
- - методически грамотно составить план урока;
- - провести грамотно самоанализ урока;
- - составить тест;
- Получить инструкции и советы для составления отчетов по преподаваемому предмету.
-
-
Целеполагание в обучающей деятельности учителя
Проблема целенаправленной деятельности человека была, есть и будет актуальной, ведь как известно: без цели нет управления и нет результата. Что такое цель? Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в том числе в обучении, связана с некорректным целеполаганием.
Обратимся к уроку как основной форме деятельности учителя. Урок – это в принципе функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.
Целеполагание – это, по определению Ю.А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания». Целеполагание как логико-контруктивная операция представляет собой следующий алгоритм:
- анализ обстановки (учебной ситуации);
- учет соответствующих нормативных документов;
- установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлевторению;
- выяснение имеющихся для этого ресурсов;
- выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;
- формулировка цели.
Как видим, цель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессов. Нечеткое следование алгоритму целеполагания приводит к риску формулирования не тех целей, а значит, не тех результатов.
Целеосуществление – «это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности» (Ю.А. Конаржевский).
Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.
На уроке как правило, учитель работает с целью в тех ее аспектах: познавательном, воспитательном, развивающем. Рассмотрим таблицу, в которой представлены особенности познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели:
Познавательный (обучающий) аспект цели |
Развивающий аспект цели |
Воспитывающий аспект цели |
- Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания.
- Формирование умений обеспечивающих успешное выполнение деятельности.
- Формирование навыков (действия, доведенное до автоматизма) |
- Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика.
- Развитие мышления.
- Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве, точность различения цвета, формы, звуков).
- Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями) |
Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке:
- «Другие люди», т.е. учитель учащиеся, в общении с которыми формируются нравственные качества личности.
- - «Я», т.е. отношение к самому себе.
- «Общество и коллектив» |
Важно! При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся |
Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда для уроков целой темы, ведь развитие ученика идет всегда медленнее, чем его обучение |
Важно!
Кредо обучающей деятельности учителя – воспитывающее обучение. |
Алгоритм анализа цели урока:
- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
- определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;
- определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.
- какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;
- определить степень осознанности учителем цели;
- выяснить реальность достижения цели;
- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.
Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов: уроки освоения нового материала, уроки закрепления нового материала, урок систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки и т.д.
Как же формулировать цели разных уроков?
Тип урока |
Примеры формулирования целей |
Урок знакомства с новым учебным материалом |
- учащиеся должны иметь представление о …
- учащиеся должны иметь общие понятия о …
- учащиеся должны распознавать … |
Урок усвоения нового материала |
- учащиеся должны понимать содержание…
- учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…
- учащиеся должны уметь выявлять закономерности… |
Урок формирования новых умений |
- учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…
- учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…
- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания… |
Урок закрепления нового материала |
- учащиеся должны знать…
- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)
- учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания… |
Урок систематизации и обобщения учебного материала |
- учащиеся должны знать…
- учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…
- учащиеся должны уметь делать обобщение… |
Урок проверки и оценки знаний |
В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):
- учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…
- учащиеся должны воспроизводить по образцу…
- учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…
- учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…
- учащиеся должны владеть компетенцией… |
Ошибки при формулировании цели урока:
Суть ошибки |
Как нельзя формулировать |
Подмена цели содержанием |
«Познакомить учащихся с…» |
Подмена методом обучения |
«Рассказать учащимся о…»
«Показать учащимся…» |
Подмена цели процессом деятельности |
«Учащиеся решают задачи по теме…»
«Учащиеся выполняют работу…» |
Его величество комбинированный урок
Комбинированный урок является наиболее распространенным типом урока. В практике работы современной школы, несмотря на инновационные тенденции, около 50-6-% уроков – комбинированные. На них за 40-45 минут учебного времени